Программа предназначена для подготовки к школе так называемых детей с проблемами. Внешне эти проблемы могут проявляться по-разному. Одни дети слишком активны, неусидчивы, несдержанны, действуют необдуманно. Иные, наоборот, несколько замедленны, вялы, недостаточно активны, неорганизованны и рассеянны. Объединяет тех и других трудности внимания, неумение планировать и контролировать свои действия.
Эти трудности не так заметны, пока ребенок дошкольник. В школе же такие дети не могут успешно следовать указаниям учителя, не выслушивают задание до конца, отвлекаются и сбиваются в ходе его выполнения. Неуспех снижает желание учиться. В итоге ребенок становится неуспевающим. Чтобы предотвратить возможное отставание в школе, нужно своевременно помочь ребенку.
Наша методика развития внимания основана на работе с числовым рядом. Почему мы выбрали именно числовой ряд? Потому, что, во-первых, овладение числовым рядом — не только необходимое звено, но и фундамент начального учебного процесса. Во-вторых, числовой ряд, как никакой другой материал позволяет организовать совместные действия педагога и ученика, обеспечить постепенное сокращение помощи взрослого и увеличение самостоятельности ребенка.
Принципиальная основа нашей работы — совместная деятельность педагога и ученика. Ее организация постепенно изменяется таким образом, чтобы программа действий, которую вначале предлагает взрослый, стала внутренним достоянием ребенка.
Программа состоит из пяти циклов:
1. Числовой ряд в знакомых (упроченных) ситуациях. Здесь используются сюжеты сказок, нумерация этажей дома, ступенек лестницы, циферблаты часов и т.п. В упроченных ситуациях дети обычно могут следовать простейшей программе, что закладывает основу для следующих этапов развития внимания и контроля за своими действиями.
2. Числовой ряд в прямом порядке. Здесь используются задания на воспроизведение чисел в прямом порядке до 10: нахождение цифр, расположенных в случайном порядке в таблице или в неструктурированном поле; копирование и самостоятельное составление таких таблиц; рисование предметов по пронумерованным точкам. Такие задания позволяют постепенно перейти от максимально развернутых совместных действий по составлению и контролю за программой к самостоятельному выполнению.
3. Количественный ряд в прямом порядке. В этом цикле отрабатывается способность к одномоментному схватыванию количественных совокупностей, свертыванию их в целостную структуру и оперированию ими «в уме».
4. Числовой ряд в обратном порядке. В заданиях с обратным порядком ребенок должен отойти от более простой упроченной программы прямого ряда и действовать по более сложной.
5. Параллельные ряды. Этот цикл проводится на наиболее сложном материале, требующем большего распределения внимания и соответственно большей опоры на программу. Работа с параллельными и разнонаправленными рядами способствует преодолению трудностей переключения (перехода от одного задания к другому), что свойственно для детей с несформированными навыками программирования и контроля.
Программа рассчитана на 6 месяцев, однако темпы продвижения, а также исходный
уровень, зависят от индивидуальных возможностей ребенка.
Опыт показывает,
что при соответствующей отработке пяти
циклов заданий дети становятся более
сосредоточенными, внимательными, меньше
действуют методом проб и ошибок, более
последовательно реализуют поставленную
задачу, лучше контролируют свои действия.
Одновременно автоматизируется счет в
прямом и обратном порядке. Кроме того,
разносторонняя работа с цифрами приводит
к закреплению их зрительных образов,
исчезновению зеркальности написания,
совершенствованию графических навыков.