"Скоро в школу" (от 5 до 7 лет)

К концу дошкольного возраста (в 5-7 лет) ребенок уже представляет собой в известном смысле личность. Он хорошо осознает свою половую принадлежность, находит себе место в пространстве и времени. Он уже умеет строить отношения со взрослыми и сверстниками: имеет навыки самообладания, умеет подчинить себя обстоятельствам, быть непреклонным в своих желаниях. У такого ребенка уже развита рефлексия. В качестве важнейшего достижения в развитии личности ребенка выступает преобладание чувства “Я должен” над мотивом “Я хочу”. К концу дошкольного возраста особое значение приобретает мотивационная готовность к учению в школе.


Одним из важнейших итогов психического развития в период дошкольного детства является психологическая готовность ребенка к школьному обучению. Психологи выделяют два аспекта этой готовности: личностную и интеллектуальную готовность к школе. Оба аспекта важны как для того, чтобы учебная деятельность ребенка была успешной, так и для его скорейшей адаптации к новым условиям, безболезненного вхождения в новую систему отношений.

 

 


Большинство детей, как правило, развиваются неравномерно, в том числе это происходит и из-за неравномерности созревания головного мозга. По данным исследователей, 80% детей 6-10 лет демонстрируют несформированность частных психических процессов, связанную с неравномерностью созревания мозговых структур. Такая неравномерность отражает нормальную линию развития ребенка, однако, к сожалению, бывает так, что опережающее развитие некоторых способностей может оказаться невостребованной в начальной школе. И наоборот, запаздывание в формировании определенных функций может негативно повлиять на процесс обучения.

Например, результаты современных исследований высших психических функций показывают, что неготовность к школе и неуспешность обучения в значительном числе случаев связаны с недостаточной сформированностью процессов программирования, регуляции и контроля, за которые отвечают передние отделы головного мозга. Их дефицит сказывается на овладении всеми учебными предметами, но прежде всего математикой, письмом и чтением. Поэтому важно, чтобы эти функции были достаточно сформированы к началу школьного обучения.

Также в качестве примера можно привести формирование зрительно-предметного восприятия и словаря, диагностике которых при оценке готовности к школе уделяется мало внимания. Считается, что к школьному возрасту зрительное восприятие достигает достаточной зрелости, и на этом основании строятся школьные программы. Однако специальные обследования старших дошкольников и первоклассников обнаружили отставание в развитии зрительно-вербальных функций у 20% детей.


Итак, чтобы своевременно обнаруживать, предупреждать и преодолевать отставания в развитии психических функций у дошкольников, помимо традиционно принимаемой во внимание социальной обусловленности этих функций, надо также учитывать и их мозговую организацию (на это направлен такой раздел детской психологии, как детская нейропсихология).


С целью определения исходного уровня развития Вашего ребенка перед началом занятий будет проведен тщательный анализ развития его психических функций (как личностных аспектов, так и интеллектуальных), куда включаются методики направленные на изучение уровня развития головного мозга (нейропсихологические методики), развития моторики, восприятия, мышления, речи, а также особенности эмоционально-волевой сферы и личности в целом. Такой анализ позволяет выявить как слабые, так и сильные стороны ребенка и предложить приемы, позволяющие оптимальными способами развить возможности и способности детей.

Дальнейшая работа будет основываться на индивидуальных особенностях каждого малыша. Мы считаем целесообразным включать в программу подготовки детей к школе не только традиционные развивающие упражнения, направленные на формирование познавательного интереса, развитие логики, развитие творческих способностей, формирования положительной самооценки и т.д., но и упражнения, основанные на новейших разработках отечественных нейропсихологов, направленные на развитие различных мозговых структур, обеспечивающих мыслительные процессы ребенка. Это является очень важным аспектом в нашей работе, так как при отсутствии достаточно развитого мозгового субстрата полноценного и гармоничного развития психических функций быть не может.